Рождение и понимание речи

Рождение и понимание речи

Психолингвистика – наука, которая изучает основы речеобразования, формирования и восприятия речи. Исследует речевое поведение индивидов. Термин был введен в научный обиход американскими учеными в середине 60-х годов прошлого века.

    Большой скачок . Психолингвистика

    Теоретические источники психолингвистики

    Выделяют 3 основы, которые сформировали психолингвистику как науку:

    • психологическая и психическая направленность: речь человека отражает культуру всего народа, душевную борьбу. Непременное условие общения, при этом полное понимание иного индивида невозможно;
    • научные работы американских ученых: лингвисты полагают, что о полном владении языком можно говорить, если человек обладает способностью строить и произносить корректные словесные знаки. Свои предположения они описывают в диссертациях и докладах, которые и берут за основные параметры изучения психолингвистики;
    • научная деятельность психологов, которые изучают вопросы языка и речеобразования.

    Функции и роль речи в обществе

    Функции и роль речи в обществе

    Что и как изучает психолингвистика

    Психолингвистика имеет несколько предметов исследования, а именно три. Причина — специфика этой разносторонней науки. Психолингвистика – искусственная наука, которая возникла в результате уникального слияния двух других дисциплин — лингвистики и психологии. Выделяют такие предметы психолингвистики:

    • индивидуальная возможность воспроизводства речи как исключительно человеческая особенность. Ее структура, причины и формы реализации;
    • язык как основной способ воспроизведения мыслей;
    • речь человека как способ реализации речевых операций, различные виды коммуникации. Речь как психологический источник рождения высказываний.

    Дисциплина изучает индивида как носителя языка; процесс коммуникации в обществе.

    Методы исследования психолингвистики разделяют на 3 категории:

    • общая методология;
    • конкретно-научная методология;
    • конкретно-научные методы исследования.

    Общая методология состоит из философии мировозрения, общего стиля мышления. Каждый специалист в области речи выбирает конкретную философскую концепцию для изучения теории языка. Речевая деятельность рассматривается с учетом специфических внутренних канонов, характерных лишь для ее состава.

    Конкретно-научная методология (специальная) включает в свой состав методологические принципы, различные концепции и гипотезы, понятия и законы.

    Выделяют 4 основные группы исследовательских методов, которые используются в психолингвистике:

    1. организационные — изучают закономерности формирования речи. Включает сравнительный метод (анализ разных сторон речевой деятельности), комплексный метод (исследования на междисциплинарной основе) и лонгитюдный метод (наблюдения за развитием компонентов речи);
    2. эмпирические. Состоят из беспристрастного наблюдения (анализ оговорок, специфических высказываний) и личного наблюдения (анализ собственных высказываний и манеры речи) К эмпирическим методам относят беседу, тесты, вопросники, анкеты;
    3. интерпретационные (основной принцип — чтобы осознать природу любых фактов, их нужно рассматривать вместе с научными теориями);
    4. обрабатывающие (метод описания полученных фактов, статистический метод).
    Причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками

    Причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками

    Психолингвистика и другие науки

    Психолингвистика напрямую связана со многими дисциплинами, а именно:

    • с лингвистикой (философией языка, общими правилами и канонами науки);
    • с семиотикой – изучает значение языковых знаков;
    • с философией (может направлять исследования за счет общих правил мировозрения);
    • с психологией (без основ этой науки психолингвистика не рассматривается как отдельная дисциплина);
    • с логикой (ученый самостоятельно выбирает логику проведения любого научного исследования);
    • с социологией (речевая деятельность происходит в разных группах социума).

    Общая и частная психолингвистика

    Закономерно выделяют общую и частную психолингвистику.

    Общая изучает правила и факты речевого сознания. Они характерны для всех носителей языка. Объект общей психолингвистики – статичный образ взрослого индивида, не анализируя его социальные или психологические отличия от других людей.

    Частная психолингвистика и ее подгруппы анализируют различные области функционирования языка. Она принимает во внимание речевое поведение индивида, его вид деятельности, конкретные физические и психические аспекты жизнедеятельности. Разделяется на социальную и возрастную психолингвистику.

    Развитие речи человека на разных этапах его жизни

    Развитие речи человека на разных этапах его жизни

    Разделы психолингвистики

    Изучает:

    1. рождение и понимание речи;
    2. функции и роль речи в обществе;
    3. причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками;
    4. развитие речи человека на разных этапах его жизни.

    Процесс создания речевых оборотов не наблюдаем и сложен для структуризации. Согласно психологической составляющей, речь рождается, когда человек переводит свой замысел в речевую деятельность. Говорящий оперирует смысловыми единицами, которые создаются при коммуникационном замысле. Выбор лексических знаков и грамматических основ делают замысел достоянием для окружающих людей.

    Понимание речи подразумевает извлечения смысла слова из замысла. Речевые сигналы обрабатываются логично и последовательно. Восприятие речи нуждается в лингвистических знаниях и законов. Если словосочетание ошибочно построено, но напоминает адресанту знакомые ему слова, то они воспринимаются как известные.

    При восприятии слова или предложения главную роль играет многозначность. Слово соотносится с похожими словами своего семантического поля.

    Индивид сопоставляет сказанное с действительностью, своим опытом и знаниями. Он может черпать нужные факты из своего разума, чтобы понять своего собеседника.


    Значение психолингвистики

    Язык и его составляющие – знаковая система, которые необходимы социуму. Человек с рождения наделен способностью овладеть речью, однако эта способность должна реализоваться. Психолингвистика занимается изучением речи детей для полного понимания того, как этот процесс происходит. Исследует также процессы отклонения он нормы.

    Взрослые Игры - Психолингвистика