Рождение и понимание речи

Рождение и понимание речи

Психолингвистика – наука, которая изучает основы речеобразования, формирования и восприятия речи. Исследует речевое поведение индивидов. Термин был введен в научный обиход американскими учеными в середине 60-х годов прошлого века.

    Большой скачок . Психолингвистика

    Теоретические источники психолингвистики

    Выделяют 3 основы, которые сформировали психолингвистику как науку:

    • психологическая и психическая направленность: речь человека отражает культуру всего народа, душевную борьбу. Непременное условие общения, при этом полное понимание иного индивида невозможно;
    • научные работы американских ученых: лингвисты полагают, что о полном владении языком можно говорить, если человек обладает способностью строить и произносить корректные словесные знаки. Свои предположения они описывают в диссертациях и докладах, которые и берут за основные параметры изучения психолингвистики;
    • научная деятельность психологов, которые изучают вопросы языка и речеобразования.
    Функции и роль речи в обществе

    Функции и роль речи в обществе

    Взрослые Игры - Психолингвистика

    Что и как изучает психолингвистика

    Психолингвистика имеет несколько предметов исследования, а именно три. Причина — специфика этой разносторонней науки. Психолингвистика – искусственная наука, которая возникла в результате уникального слияния двух других дисциплин — лингвистики и психологии. Выделяют такие предметы психолингвистики:

    • индивидуальная возможность воспроизводства речи как исключительно человеческая особенность. Ее структура, причины и формы реализации;
    • язык как основной способ воспроизведения мыслей;
    • речь человека как способ реализации речевых операций, различные виды коммуникации. Речь как психологический источник рождения высказываний.

    Дисциплина изучает индивида как носителя языка; процесс коммуникации в обществе.

    Методы исследования психолингвистики разделяют на 3 категории:

    • общая методология;
    • конкретно-научная методология;
    • конкретно-научные методы исследования.

    Общая методология состоит из философии мировозрения, общего стиля мышления. Каждый специалист в области речи выбирает конкретную философскую концепцию для изучения теории языка. Речевая деятельность рассматривается с учетом специфических внутренних канонов, характерных лишь для ее состава.

    Конкретно-научная методология (специальная) включает в свой состав методологические принципы, различные концепции и гипотезы, понятия и законы.

    Выделяют 4 основные группы исследовательских методов, которые используются в психолингвистике:

    1. организационные — изучают закономерности формирования речи. Включает сравнительный метод (анализ разных сторон речевой деятельности), комплексный метод (исследования на междисциплинарной основе) и лонгитюдный метод (наблюдения за развитием компонентов речи);
    2. эмпирические. Состоят из беспристрастного наблюдения (анализ оговорок, специфических высказываний) и личного наблюдения (анализ собственных высказываний и манеры речи) К эмпирическим методам относят беседу, тесты, вопросники, анкеты;
    3. интерпретационные (основной принцип — чтобы осознать природу любых фактов, их нужно рассматривать вместе с научными теориями);
    4. обрабатывающие (метод описания полученных фактов, статистический метод).
    Причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками

    Причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками

    Психолингвистика и другие науки

    Психолингвистика напрямую связана со многими дисциплинами, а именно:

    • с лингвистикой (философией языка, общими правилами и канонами науки);
    • с семиотикой – изучает значение языковых знаков;
    • с философией (может направлять исследования за счет общих правил мировозрения);
    • с психологией (без основ этой науки психолингвистика не рассматривается как отдельная дисциплина);
    • с логикой (ученый самостоятельно выбирает логику проведения любого научного исследования);
    • с социологией (речевая деятельность происходит в разных группах социума).

    Общая и частная психолингвистика

    Закономерно выделяют общую и частную психолингвистику.

    Общая изучает правила и факты речевого сознания. Они характерны для всех носителей языка. Объект общей психолингвистики – статичный образ взрослого индивида, не анализируя его социальные или психологические отличия от других людей.

    Частная психолингвистика и ее подгруппы анализируют различные области функционирования языка. Она принимает во внимание речевое поведение индивида, его вид деятельности, конкретные физические и психические аспекты жизнедеятельности. Разделяется на социальную и возрастную психолингвистику.

    Развитие речи человека на разных этапах его жизни

    Развитие речи человека на разных этапах его жизни

    Разделы психолингвистики

    Изучает:

    1. рождение и понимание речи;
    2. функции и роль речи в обществе;
    3. причинно-смысловые связи между языковыми характеристиками;
    4. развитие речи человека на разных этапах его жизни.

    Процесс создания речевых оборотов не наблюдаем и сложен для структуризации. Согласно психологической составляющей, речь рождается, когда человек переводит свой замысел в речевую деятельность. Говорящий оперирует смысловыми единицами, которые создаются при коммуникационном замысле. Выбор лексических знаков и грамматических основ делают замысел достоянием для окружающих людей.

    Понимание речи подразумевает извлечения смысла слова из замысла. Речевые сигналы обрабатываются логично и последовательно. Восприятие речи нуждается в лингвистических знаниях и законов. Если словосочетание ошибочно построено, но напоминает адресанту знакомые ему слова, то они воспринимаются как известные.

    При восприятии слова или предложения главную роль играет многозначность. Слово соотносится с похожими словами своего семантического поля.

    Индивид сопоставляет сказанное с действительностью, своим опытом и знаниями. Он может черпать нужные факты из своего разума, чтобы понять своего собеседника.

    Значение психолингвистики

    Язык и его составляющие – знаковая система, которые необходимы социуму. Человек с рождения наделен способностью овладеть речью, однако эта способность должна реализоваться. Психолингвистика занимается изучением речи детей для полного понимания того, как этот процесс происходит. Исследует также процессы отклонения он нормы.