Свадьба

Свадьба

Наверное, ни в одной стране нет более красивой церемонии, чем свадебный обряд, когда двое решают стать одним целым. Конечно же, Россия не исключение. И нет ничего удивительного, что в стране с богатейшей историей свадебные обряды, беря свое начало от язычества, вплетая в них христианство, заимствуя атрибуты у других народностей, становятся совершенно незабываемыми. Разумеется, с течением времени некоторые свадебные обряды древней Руси отмирали, и современные свадьбы не слишком привязаны к давним традициям, тем не менее, многие черты сохранились до наших дней.

Скажем, нынешние свадьбы не привязаны к календарю в отличие от свадебных обрядов на Руси, когда сочетаться браком принято было в периоды, свободные от посевных и уборочных работ. Хотя и по сей день осталось поверье не сочетаться браком в мае, чтобы «не маяться» в семейной жизни. Помимо календаря, на выбор даты свадебного обряда влияли церковные праздники, посты, во время которых венчание не приветствовалось, также запрет налагался на среду и пятницу. Одним словом, для соединения любящих сердец оставалось не так уж много времени.

Да и то сказать, любящие… вплоть до 17 века в России вступали в брак очень рано, при этом бразды правления находились в руках родителей молодых, и зачастую будущие супруги даже не видели друг друга до самой церемонии. Так каким же образом создавались семьи?

Сватовство

Сватовство

ОРГАНИЗАЦИЯ СВАДЬБЫ от А до Я

Какая свадьба без сватовства?

Сватовство – предсвадебный обряд, во время которого оценивались все «за» и «против», и родители невесты давали свое согласие на брак.

Начиналось всё с обряда сватовства, когда родители – но чаще профессиональные свахи – выбирали жениху подходящую невесту, ориентируясь, прежде всего, на финансовое положение отдающей стороны, а уж затем на достоинства невесты. Ни о какой любви и речи не шло, будущая семья рассматривалась с экономической точки зрения, о чём вполне откровенно говорили присказки-поговорки, сохранившиеся и по сей день. Чего стоит знаменитая присказка, и сейчас широко применяемая в свадебных обрядах:

«У вас товар – у нас купец!»

Смотрины

Смотрины

Смотри внимательно, делай выбор сознательно…

Смотрины – обряд, происходящий сразу после сватовства, во время которого родственники жениха могли оценить достоинства невесты.

Где только не устраивались смотрины. Чаще всего, конечно, в доме невесты, однако случались они и в общественных местах.

Зачастую одними достоинствами дело не ограничивалось, и сватовство плавно переходило в смотрины хозяйства, закрепленного за женихом. И если хозяйство устраивало родителей невесты, ими назначался день так называемого гласного сватовства, или по-другому, день рукобития.

Рукобитье

Рукобитье

Всё устраивает? Тогда по рукам!

Рукобитие – то, что сейчас частенько называют «заручинами» - следующая за смотринами часть обряда, когда происходил окончательный договор, и устанавливались сроки церемонии.

Через несколько дней после удачного сватовства родственники будущих супругов устраивали «сговор» или «рукобитие». Именно на этом этапе свадебного обряда решались вопросы сроков и финансов, оговаривались грядущие расходы и планируемые подарки, рассматривался вопрос приданого.

После того, как все вопросы были оговорены и решения приняты, отцы молодых «били по рукам», что обозначало твердость в выполнении договоров. Только после этого невеста могла считаться просватанной.

Ритуальный плач

Ритуальный плач

Поплачем, подруженьки?

Ритуальный плач – или «вытие» - происходил на половине невесты и призван был показать печаль от неминуемости ухода из родительского дома, когда невеста расставалась с родителям и подругами, с вольготной жизнью.


Обряд «вытия» плавно переходил в девичник, когда у невесты собирались ее подруги, чтобы шить вместе с молодой подарки будущему мужу, петь свадебные песни, совершать ритуальное омовение в бане.

В этот период допускался приход жениха с дружками, тогда устраивались посиделки за чайным столом и игры.

Невесте же полагалось продолжать проводить время в слезах, что символизировало тяжёлый труд после замужества, прощание со спокойной девичьей жизнью.

Девичник дошёл и до наших дней, правда, невесты особо не страдают, не устраивают обрядов «вытия», проводя весёлые спокойные вечера с подругами дома или в кафе.

Выкуп

Выкуп

Была ваша – стала наша

Выкуп - После девичника начинался следующий этап свадебного обряда, получивший тоже название как «браньё».


Пока невеста в кругу семьи и подруг прощалась с отчим домом, жениха тоже готовили к свадьбе – одевали во все новое, повязывали пояс, сотканный и вышитый невестой, с самого вечера украшалась свадебная повозка. Поутру мать расчёсывала сына, что символизировало прощание с холостяцкой жизнью.

Именно прибытие гостей со стороны жениха на лошадях к дому невесты означало начало свадьбы. Но не так просто было взять оттуда невесту – следовало преодолеть определённые препятствия. В древности даже происходили показательные кулачные бои между представителями жениха и невесты, при этом родственники невесты должны были в итоге сдаться, оказав лишь символическое сопротивление.

Традиция «выкупа» невесты сохранилась и до наших дней.

Свадебный стол

Свадебный стол

Повенчались – и за стол

Девичью косу невесты расплетали перед свадьбой; перед тем, как отправить невесту и жениха в церковь, родители обязательно благословляли молодых иконой и хлебом. После венчания волосы молодой жены заплетали в две косы и голову покрывали повойником – женским головным убором.

В церковь невесту зачастую вели под руки, после венчания молодая выходила из церкви сама. Жених переносил её на руках через порог дома, после этого начинался свадебный пир, когда за едой и выпивкой, отмечая каждый поднятый стакан тостом, праздновалось событие.

Разумеется, не могло застолье обойтись без дружки, не просто весельчака и балагура, но и знахаря, который мог уберечь пир от сглаза.

 Зачастую родители невесты отсутствовали на пиру в первый день, потому в ходу была традиция «звать гордых». Ряженые гости как от жениха, так и от невесты с шутками и прибаутками гурьбой шли в дом к родителям молодой и звали их за свадебный стол.

Ближе к ночи, после свадебного пира молодых укладывали почивать; сваха со всем тщанием подготавливала брачную постель, которую молодой должен был выкупить.

Надо сказать, что рассмотренные нами обряды характерны, скорее, для деревенской свадьбы, что же касается города, то, хотя традиции городской свадьбы и базировались на деревенских, однако отличались от них большей простотой. Помимо этого в городе были свои традиции.

Городские свадебные традиции: не деревня, но рядом…

В основном городские свадьбы 19-20 веков сохранили многие деревенские обряды, привнеся, впрочем, свои изменения. Так, молодых осыпали не зерном или хмелем, а бросали в них монеты. Нечётное число также осталось в традициях: букеты для церемонии составлялись из нечётного количества цветов, блюда на свадебном столе также должны были быть нечётными, свадебный кортеж состоял из нечётного количества людей и лошадей.

Если продолжительность деревенской свадьбы составляла три дня, то свадьба городская могла зависеть от сословия, хотя этапы свадьбы оставались везде одинаковыми.

Сватовство, смотринырукобитие (или «сговор»), девичникмолодечник (то, что в наши дни именуется «мальчишником»), венчание, свадебный пир, и, наконец, визитная неделя – вот основные обряды городской свадьбы. Как видим, от деревенских они практически не отличаются, но все же различия имеются.

Начать с того, что свободы у городской молодежи было больше, чем у жителей деревень. Знакомство могло состояться на специальной вечеринке в выходные дни. Надо сказать, что в дни будние приличные девушки сидели дома, и там устраивали чаепития, танцы и песнопения. Целью же подобных посиделок был поиск возможного партнера. Зачастую на подобные посиделки приглашались профессиональные свахи.

Кроме домашних вечеров с определенного возраста детей из богатых сословий начинали «выводить в свет» — возить на балы, сезон которых открывался осенью, в октябре. Именно балы выступали в роли места для смотрин невест.

Дальше начиналась работа свахи, роль которой в жизни городского сообщества была весьма значительной. Востребованной и успешной свахе необходима была картотека с обширными сведениями о девицах на выданье, о потенциальных суженых, маломальские сведения о финансовом положении сторон. Одним словом, сваха должна была быть в курсе всего и вся.

Предприимчивые женщины, выступавшие в роли свах, прекрасно знали, с какой стороны у бутерброда масло: за каждое удачное сватовство свахе полагалось денежное поощрение и ценные подарки в виде кашемировых шалей за каждую состоявшуюся свадьбу. Шали стали мерилом хорошей свахи, именно обладательницу наибольшего количества старались привлечь к сватовству в первую очередь.

  • После удачного сватовства происходили смотрины невесты, причём, каждое сословие выдвигало свои пожелания к претендентке. Так, ремесленная среда требовала от невесты способностей к ремеслу, а купеческое сословие сосредотачивалось на торгах по поводу приданого.
  • Если стороны в результате смотрин не приходили к согласию, свадьба могла и не состояться.
  • В дворянском сословии все было проще: никаких смотрин, просто званый ужин, опись приданого и как результат – брачный контракт.
  • Затем стороны договаривались о дате сговора – как правило, через 2-3 недели. В этот день в дворянском сословии принято было устраивать бал, на который рассылались именные приглашения. На таких балах публично объявляли о помолвке, и жених преподносил суженой обручальное кольцо с камнем.
  • После того, как официальная часть была закончена, ни одна из сторон не могла пойти на попятный без последствий – так, пострадавшая сторона могла потребовать денежную неустойку, которая была весьма значительной.
  • Затем следовало церковное оглашение предстоящего торжества, когда священнику сообщались имена молодых, и в течение трёх воскресений имена жениха и невесты объявлялись после литургии. Целью подобного оглашения было узнать, не существует ли препятствий к браку. В день перед венчанием приданое невесты перевозилось в дом жениха. И, опять же, на венчание в дворянском сословии рассылались именные приглашения, где указывались жених и невеста, их сословие, дата и церковь, в которой должна была происходить церемония, а также указывалось место свадебного бала. Зачастую к таким приглашениям прилагалось меню и распорядок церемонии.
  • Подарки невесте жених присылал в день венчания – так называемую «женихову шкатулку» с фатой, кольцами и прочими атрибутами доставляла сваха, после чего невесту начинали готовить к церемонии.
  • В дворянском сословии существовала традиция передевать дочери семейный амулет, который хранился в роду вместе с преданиями и легендами о его чудодейственной силе. В день официального объявления о свадьбе мать наедине с дочерью передавала той семейную реликвию, и она обязательно находилась у невесты во время венчания.
  • По дороге к свадебному кортежу происходил обряд осыпания молодых зерном и монетами, причем, проходило оно в течение свадебной церемонии неоднократно.
  • В церковь жених и невеста отправлялись разными дорогами порознь, и только после венчания возвращались в дом жениха вместе.
  • Свадебные балы отличались особой торжественностью и пышностью, дворянское сословие устраивало такие церемонии в загородных домах или городских особняках, купеческие же или мещанские торжества зачастую отмечали свадьбу в ресторанах.
  • После венчания молодых в доме жениха встречали родители состоявшегося мужа: мать держала хлеб с солью, отец – икону. Они благословляли молодых, те кланялись, с благодарностью принимали благословение и трижды целовали родителей.
  • Затем принимались поздравления и подарки, молодые, в свою очередь, угощали гостей вином и кусочками медового пряника.
  • Все сословия праздновали свадьбу, сопровождая ее песнями и танцами, различие состояло лишь в репертуаре и манере исполнения. Так, дворянство и купечество предпочитали городские романсы. Зачастую устраивались целые концерты, на которые приглашали музыкантов и певцов.

По традиции бал начинался с вальса жениха и невесты.