Яндекс - поисковая система

Яндекс — поисковая система

Наверное, если спросить у любого отечественного обывателя какая ассоциация у него возникает со словосочетанием русскоязычный интернет, он ответит – конечно, Яндекс. Действительно, на данный момент, интернет-портал «Яндекс» является первым по популярности сайтом в России, а одноимённая поисковая система обрабатывает более 3 млрд. запросов  в год, и с этим показателем занимает 5-е место среди поисковиков в мире. Количество постоянных пользователей обращающихся к помощи поисковика на 2012 г. превысило 50 млн. человек.

С такими показателями, компания «Яндекс», стала настоящей гордостью российской IT-индустрии. Пройдя путь от небольшой составной части компании CompTeк Internetional, российского дистрибьютора  компьютерного оборудования и программного обеспечения к нему, до огромной самостоятельной компании, офисы которой расположены не только на территории России и некоторых странах СНГ, но и в странах дальнего зарубежья, в частности США.

«Яндекс»: история успеха инновационной компании

Знакомимся с поисковой системой «Яндекс»

А началось все в 1997 г., именно тогда компанией CompTeк Internetional было официально объявлено о возникновении новой поисковой системы под названием Яндекс. Начинание было успешным, и в 2000 году подразделение выросло в самостоятельную фирму, которая уже через год осуществила первичное размещение акций на рынке.

Отличительной чертой характеризующей отношение Яндекса к реализации своих идей в бизнесе, является индивидуальный подход к каждому запросу, к каждому клиенту. Кроме того, компания стремится к самым современным подходам, в реализации внешнего вида интерфейса своих продуктов. Для этого Яндекс практически со дня своего основания плодотворно сотрудничает с дизайн-студией Артемия Лебедева.

Предпосылки появления ПС Яндекс

История появления Яндекса берет своё начало задолго до возникновения самого слова Яндекс. Классический отсчет её истории начинается в 1990 г. когда два Аркадия — Борковский и Волож, стоявшие во главе фирмы «Аркадия», выбрали одним из направлений деятельности фирмы разработку системы поиска данных в интернете. Поскольку самостоятельных сил не хватало, в 1993 г. «Аркадия» влилась и стала подразделением компании CompTeк Internetional.

Вливание новых ресурсов, а также плодотворное сотрудничество с исследовательским подразделением Ю.Д.Апресяна при Институте проблем передачи информации, привело к значительному улучшению технологии поиска. Этот факт, подтолкнул руководство компании к выводу о развитии поискового механизма как приоритетном направлении  деятельности разработчиков. Данному решению способствовал также результат проведенного анализа потребностей рынка, показавший великолепные перспективы поисковых систем.

Впрочем, уже в 1994 г. разработанная поисковая система отличалась цельностью и ярко выраженным потенциалом. Особенностью её реализации, была изначальная направленность на русскоязычного пользователя. Для этого был разработан специальный словарь русского языка, работа которого по обработке запросов и выдаче результатов отличалась особым быстродействием. Также были учтены семантические особенности русского языка и проверка документов на предмет уникальности. Особое внимание было уделено алгоритму оценки релевантности, т. е. насколько ответ соответствует запросу. Алгоритм учитывал как количество и среднюю частоту употребления запрашиваемого слова в документе, так и места их расположения, а также расстояние между словами.

Данный поисковый механизм был вполне работоспособен, но разработчики нашли в себе смелость пойти дальше, и перейти на принципиально новый уровень взаимодействия с клиентом. Теперь, если требуемого слова или его словоформ не находилось в словаре, система самостоятельно подбирала похожее слово и осуществляла дальнейшую работу уже с ним.

В результате, 23 сентября 1997 г. на выставке программного обеспечения SofTool, был представлен первый релиз поисковой машины Yandex.ru. Показательное выступление прошло успешно, ведь российское интернет-сообщество нуждалось в оптимизированном под потребности внутреннего рынка поисковике.

Есть несколько мнений по поводу происхождения самого слова Яндекс, но самое распространенное, что его придумал кто-то из разработчиков системы. Яндекс – это сокращение от «Языковой index», в английском варианте, от «Yet Another Indexer».

Яндекс компания

Яндекс компания

Этапы в развитии ПС Яндекс

Несмотря на более чем успешное принятие рынком новой поисковой системы, её создатели понимали, что механизм поискового робота должен быть усовершенствован. И уже через 2 месяца после выставки SofTool и запуска Яндекса на рынок, поисковая система была оптимизирована, так сказать «для людей». Теперь запрос мог представлять собой не нечто в стиле телеграммы, а обыкновенную человеческую реплику, например: «Что такое синхрофазотрон?» или « последнее стихотворение Пушкина».

Через год реализуется механизм контекстной рекламы. Бизнес модель Яндекса предусматривает её просмотр исключительно целевой аудиторией.

Тогда же, вновь модернизируется механизм поискового робота. Яндекс становится не только ещё быстрее, но и предоставляет пользователям дополнительные возможности. Теперь, можно осуществлять поиск по определённым зонам текста (заголовкам, адресам, ссылкам и др.), также появилась возможность ограничивать зону поиска определённой группой сайтов. Становится возможен поиск по изображениям или ссылкам. И наконец, впервые, в русскоязычном сегменте интернета, вводится «индекс цитирования».

А еще через год, в 2000 г. Яндекс окончательно вырастает из коротких штанишек, и становится полностью самостоятельной компанией. 35% акций досталось материнской компании CompTeк Internetional, еще 35% получила ru-Net Holdings, которая инвестировала более 5 млн. долларов в развитие поисковика. Возглавил компанию Аркадий Волож.

Этот же год ознаменовался открытием ряда сервисов, ставших впоследствии неотъемлемой частью Яндекса: Яндекс Почта, Яндекс Закладки, Яндекс Новости и др.

Еще одним примечательным фактом 2000 г. для Яндекса стало первое использование в телерекламе знаменитой впоследствии фразы – «Найдётся все!». Она стала своеобразной визитной карточкой Яндекса, несмотря на проведение в дальнейшем нескольких рекламных кампаний использующих другие слоганы, в частности: «Все вопросы к Яндексу»,

2001 г. реализовывается Яндекс Директ, благодаря этому механизму, любой человек может самостоятельно поместить свою рекламу на Яндекс страницах. И уже в том же 2001 г., более 2500 человек стали рекламодателями таким образом.

2002 г. ознаменовался тем, что окупил вложенные его разработку и раскрутку деньги. С этого момента и по сегодняшний день, Яндекс приносит исключительно прибыль своим владельцам.

2005 г. период территориальной экспансии Яндекса. Отдаленные офисы компании появляются не только в различных городах России, но и в Украине, Беларуссии, США.

В 2008 г. Яндексом основана Школа анализа данных. На этих бесплатных курсах, многие студенты повышают свою квалификацию в области обработки данных и анализа данных.

В 2009 г. очередное улучшение поискового робота. Теперь он обрабатывает данные по методу названному «Матрикснет». Запросы обрабатываются ещё совершеннее, а вывод результатов становится ещё более полным.

2010 г. – снова новая технология обработки пользовательских запросов, теперь под названием «Спектр». Яндекс теперь понимает даже тех пользователей, которые не совсем ясно выражают свои запросы.

Данный год показал стремление компании выйти на международный уровень, это проявилось в регистрации англоязычной версии программы под доменом yandex.com. Появились региональные версии поисковика в Украине и Белоруссии.

В 2011 г. акции Яндекса выложены на американской бирже Nasdaq. Также, компания решила выйти на турецкий рынок. Для этого запущен портал на турецком языке, с поддержкой всех базовых сервисов компании, кроме этого, в Стамбуле был открыто представительство Яндекса.

Выход компании на турецкий рынок, руководство Яндекса прокомментировало – как, скорее вынужденную, контрмеру. Если не бороться уже на внешних рынках, Google неизбежно однажды задавит всех своих конкурентов, даже в их вотчинах.

Наиболее популярные сервисы Яндекса

Несмотря на то, что приоритетным направлением деятельности компании является развитие и совершенствование поисковой системы, Яндекс предоставляет порядка 30 всевозможных сервисов для пользователей интернета. Среди них можно выделить:

  1. Яндекс Почта — отличный почтовый сервис развивающийся в ногу со временем, чему подтверждением может служить возможность работы с ним на портативных мобильных устройствах ( мобильных телефонах, смартфонах и др.)
  2. Яндекс Деньги – электронный сервис, основанный на идее использования виртуальных денег в режиме реального времени. Ввод и вывод денег производится на основе российского рубля. Взаимодействие с сервисом возможно как на основе интерактивного интерфейса, так и с помощью специальной программы устанавливаемой на компьютере пользователя.
  3. Яндекс Директ – сервис, механизм которого оставляет рекламодателю широкие возможности по самостоятельному управлению своей контекстной рекламой.
  4. Яндекс Погода – тут всё просто, надо узнать прогноз погоды – зашёл на эту страничку и всё выяснил.
  5. Яндекс Карты – идея этого сервиса тоже проста. Это набор масштабируемых карт России и всего мира. Также реализованы функции поиска заданного адреса и прокладки маршрута к нему в случае необходимости. Есть возможность посмотреть панорамное изображение улиц многих городов, а также фотографии отдельных зданий или просто интересных мест. Для автомобилистов предусмотрено получение информации о загруженности на тех или иных дорогах. Сервис достаточно легко описывается, а вот реализация его весьма сложна. Только организаций поставляющих картографические данные более 30-ти. Одна из них — ООО «Гис Технологии» принадлежит непосредственно самому Яндексу.
  6. Яндекс Картинки – на страницах этого сервиса можно найти изображения на любой вкус.
  7. Яндекс Фотки – в отличие от Яндекс Картинки, основной целью данного сервиса является не показать изображение, а его хранение. Это бесплатный хостинг, на котором можно хранить неограниченное количество фотографий. При этом пользователь может задавать определенный уровень доступа к своим фотографиям.
  8. Яндекс Маркет – с помощью этого сервиса любой продавец какого-либо товара или услуги может представить свой товар, а покупатель имеет возможность выбрать требуемое, исходя из соотношения цена – качество. В общем, Яндекс Маркет оправдывает этимологию своего названия и, по сути, представляет собой большой рынок. Кстати, для продавцов вход на рынок платный.
  9. Яндекс Новости – электронный сервис осуществляющий подачу новостей со всего мира, в онлайн режиме, круглосуточно. Подборка и цензура материала реализуется исключительно компьютерной программой, созданной самой компанией Яндекс. Этот метод позволяет минимизировать человеческую необъективность в подаче того или иного материала.

Планы ПС Яндекс в долгосрочном периоде

Стратегия любой современной корпорации не обходится без долгосрочного планирования. Яндекс, в данном случае, не является исключением, при этом его планы и просты и грандиозны одновременно. Руководство поискового гиганта хочет, чтобы созданная их компанией система не просто находила подходящий пользователю контент, а только тот контент который полностью удовлетворит запрос клиента. Чтобы карта отображала не  общую панораму, а каждый конкретный домик в любой, даже самой крохотной деревне. Чтобы с вопросами к Яндексу обращались не только в русскоязычном интернете, но и во всем мире.