Различают два типа испытаний самолетов:
Первый тип.
Заводские испытания — в них входят:

  • испытания опытных самолетов;
  • испытания головных самолетов серийных ;
  • испытания самолетов серийных;
  • сдаточные испытания.

Второй тип.
Государственные испытания — в них входят:

  • испытания опытных самолетов;
  • испытания серийных самолетов (для военных аппаратов проводятся испытания войсковые).

Заводские испытания опытных самолетов

Целью этих испытаний является определение тактических и летных свойств самолета, а также соответствие этих свойств расчетным, согласно данных конструкторского бюро (КБ). программа испытаний позволяет определить летные и эксплуатационные характеристики как всего самолета, так и проверить работу его основных агрегатов.
Испытание проводят работники заводской летно-испытательной станции. Бригада состоит из ведущего летчика, ведущего инженера, специалистов спецслужб и бортового техника. Бригада отслеживает весь процесс постройки опытного самолета от начала до конца. До начала испытаний КБ завода передает на испытательную станцию следующие документы:

  • Расчет аэродинамики самолета;
  • Расчет самолета на устойчивость;
  • Расчет прочности самолета.

Аэродинамика самолета Сааб ЯС 39

Аэродинамика самолета Сааб ЯС 39


Подготовительные работы перед первым вылетом

Как только самолет доставлен на летно-испытательную станцию приступают к подготовке к первому вылету. Процесс подготовки состоит из следующих этапов:

Сборка самолёта Боеинг 737НГ

Сборка самолёта Боеинг 737НГ

  • сборка и нивелировка самолета в соответствии с чертежами КБ;
  • контрольные обмеры самолета на соответствие чертежам КБ;
  • взвешивание и определение центра тяжести самолета;
  • определение наиболее благоприятной центровки для первого вылета;
  • проверка работы агрегатов самолета;
  • регулировка тормозной группы самолета;
  • проверка работы органов управления;
  • опытные заезды без взлета — с целью проверки руля и тормозов на скорости до 30 км/час;
  • проверка работы хвостовых рулей на скорости до 50 км/час;
  • проверка работы шасси;
  • если позволяет площадь испытательного аэродрома, то проводятся контрольные взлеты на высоте 1-2м.

Наука 2.0. Анатомия монстров. Самолет

После всех подготовительных работ опытный самолет готов к первому вылету.

Первый вылет

Первый вылет самолета назначается только после устранения всех дефектов, выявленных на земных испытаниях. Он проводится ведущим летчиком. Результатом первого вылета является определение следующих дефектов и свойств летательного аппарата:

Первый полёт первого самолёта (братья Райт)

Первый полёт первого самолёта (братья Райт)

  • плавность взлета самолета;
  • наличие вибраций корпуса и агрегатов;
  • наличие деформаций, изгибов и скручивания в элементах фюзеляжа, крыльев и хвостовых элементах;
  • работу агрегатов и оборудования в различных режимах;
  • работу органов управления на различных скоростях;
  • основные показатели агрегатов ( температура двигателя, уровень масла, температура воды, обороты двигателя)
  • плавность работы мотора;
  • расход топлива при разных режимах полета;
  • положение стабилизаторов при посадке;
  • длина пробега при посадке;
  • работу тормозной системы.

После первого вылета с целью доводки самолета проводятся еще 10-15 вылетов. Обычно, чтобы иметь уверенность в безопасности дальнейшей эксплуатации самолет испытывают на скоростях превышающих расчетно допустимые.

Испытания головных серийных самолетов

Головные серийные самолеты — это первые два самолета новой серии. Программа испытаний этих самолетов состоит из следующих этапов:

Испытание головного серийного самолета Т-50

Испытание головного серийного самолета Т-50

  • определение потолка самолета и времени подъема на разные высоты;
  • определение посадочной скорости и максимальных скоростей на разных высотах;
  • определение управляемости самолета на различных высотах;
  • определение режимов работы двигателя при различных нагрузках;
  • определение расхода топлива и дальность полета на оптимальной скорости;
  • проверка работы приборов и агрегатов самолета;
  • определение времени и длины разгона самолета.

Оборудование и аппаратура для испытаний головных серийных самолетов не отличается от той, которая используется при испытании опытных самолетов.

Испытания серийных самолетов

Такие испытания самолетов проводятся специальными комиссиями, в состав которых входят представители служб заказчика. Количество самолетов допущенных к полетным испытаниям указывается в договоре. Обычно не более десяти серийных самолетов

Испытания многомоторных самолетов

Отличием этого вида испытаний является включение в программу полетов двух следующих пунктов:

  1. управление самолетом при выходе из строя одного или нескольких двигателей;
  2. определение максимальной высоты полета при различных комбинациях двигателей.

Подготовка отчета об испытаниях

Когда самолет полностью прошел всю программу испытаний, подготавливают отчет об испытаниях. Он состоит из нескольких разделов:

Самые знаменитые истребители семейства "МИГ"

Самые знаменитые истребители семейства «МИГ»

  • Летные и весовые характеристики самолета и оборудования;
  • Перечень всех изменений и доводок внесенных в процессе испытаний;
  • Анализ соответствия летных характеристик проектным данным, предъявляемым к данному типу самолета;
  • Сравнение самолета с заграничными аналогами;
  • Выводы и рекомендации летно-испытательной станции.

Отчет составляется ведущим инженером летно-испытательной станции и подписывается всеми специалистами, принимавшими участие в испытаниях. После утверждения отчета самолет предъявляется на государственные испытания.
К самолету прилагается следующая документация:

  • расчет аэродинамики;
  • расчет на устойчивость;
  • расчет прочности;
  • материалы испытаний самолета;
  • схемы оборудования самолета;
  • техническое описание самолета (составленное представителями КБ).

Государственные испытания

Такие испытания проводятся, если самолет проектировался и строился по государственному заказу. Целью этих испытаний является:

  • проверка соответствия самолета тактико-техническим требованиям;
  • выявление дефектов в конструкции и оборудовании самолета.

Программа государственных испытаний состоит из следующих этапов:

  • ознакомительные полеты;
  • тарировка приборов;
  • полеты для определения оптимального режима полета;
  • полеты для определения устойчивости при различных нагрузках на двигатель;
  • определение скорости подъема, потолка и расхода топлива;
  • определение маневренности;
  • ночные полеты и полеты в слепую;
  • поведение самолета пр и взлете и посадке;

Т-50. Самолет-невидимка