Различают два типа испытаний самолетов:
Первый тип.
Заводские испытания — в них входят:

    • испытания опытных самолетов;
    • испытания головных самолетов серийных ;
    • испытания самолетов серийных;
    • сдаточные испытания.

    Второй тип.
    Государственные испытания — в них входят:

    • испытания опытных самолетов;
    • испытания серийных самолетов (для военных аппаратов проводятся испытания войсковые).

    Заводские испытания опытных самолетов

    Целью этих испытаний является определение тактических и летных свойств самолета, а также соответствие этих свойств расчетным, согласно данных конструкторского бюро (КБ). программа испытаний позволяет определить летные и эксплуатационные характеристики как всего самолета, так и проверить работу его основных агрегатов.
    Испытание проводят работники заводской летно-испытательной станции. Бригада состоит из ведущего летчика, ведущего инженера, специалистов спецслужб и бортового техника. Бригада отслеживает весь процесс постройки опытного самолета от начала до конца. До начала испытаний КБ завода передает на испытательную станцию следующие документы:

    • Расчет аэродинамики самолета;
    • Расчет самолета на устойчивость;
    • Расчет прочности самолета.
    Аэродинамика самолета Сааб ЯС 39

    Аэродинамика самолета Сааб ЯС 39

    Подготовительные работы перед первым вылетом

    Как только самолет доставлен на летно-испытательную станцию приступают к подготовке к первому вылету. Процесс подготовки состоит из следующих этапов:

    Сборка самолёта Боеинг 737НГ

    Сборка самолёта Боеинг 737НГ

    • сборка и нивелировка самолета в соответствии с чертежами КБ;
    • контрольные обмеры самолета на соответствие чертежам КБ;
    • взвешивание и определение центра тяжести самолета;
    • определение наиболее благоприятной центровки для первого вылета;
    • проверка работы агрегатов самолета;
    • регулировка тормозной группы самолета;
    • проверка работы органов управления;
    • опытные заезды без взлета — с целью проверки руля и тормозов на скорости до 30 км/час;
    • проверка работы хвостовых рулей на скорости до 50 км/час;
    • проверка работы шасси;
    • если позволяет площадь испытательного аэродрома, то проводятся контрольные взлеты на высоте 1-2м.

    Наука 2.0. Анатомия монстров. Самолет

    После всех подготовительных работ опытный самолет готов к первому вылету.

    Первый вылет

    Первый вылет самолета назначается только после устранения всех дефектов, выявленных на земных испытаниях. Он проводится ведущим летчиком. Результатом первого вылета является определение следующих дефектов и свойств летательного аппарата:

    Первый полёт первого самолёта (братья Райт)

    Первый полёт первого самолёта (братья Райт)

    • плавность взлета самолета;
    • наличие вибраций корпуса и агрегатов;
    • наличие деформаций, изгибов и скручивания в элементах фюзеляжа, крыльев и хвостовых элементах;
    • работу агрегатов и оборудования в различных режимах;
    • работу органов управления на различных скоростях;
    • основные показатели агрегатов ( температура двигателя, уровень масла, температура воды, обороты двигателя)
    • плавность работы мотора;
    • расход топлива при разных режимах полета;
    • положение стабилизаторов при посадке;
    • длина пробега при посадке;
    • работу тормозной системы.

    После первого вылета с целью доводки самолета проводятся еще 10-15 вылетов. Обычно, чтобы иметь уверенность в безопасности дальнейшей эксплуатации самолет испытывают на скоростях превышающих расчетно допустимые.

    Испытания головных серийных самолетов

    Головные серийные самолеты — это первые два самолета новой серии. Программа испытаний этих самолетов состоит из следующих этапов:

    Испытание головного серийного самолета Т-50

    Испытание головного серийного самолета Т-50

    • определение потолка самолета и времени подъема на разные высоты;
    • определение посадочной скорости и максимальных скоростей на разных высотах;
    • определение управляемости самолета на различных высотах;
    • определение режимов работы двигателя при различных нагрузках;
    • определение расхода топлива и дальность полета на оптимальной скорости;
    • проверка работы приборов и агрегатов самолета;
    • определение времени и длины разгона самолета.

    Оборудование и аппаратура для испытаний головных серийных самолетов не отличается от той, которая используется при испытании опытных самолетов.

    Испытания серийных самолетов

    Такие испытания самолетов проводятся специальными комиссиями, в состав которых входят представители служб заказчика. Количество самолетов допущенных к полетным испытаниям указывается в договоре. Обычно не более десяти серийных самолетов

    Испытания многомоторных самолетов

    Отличием этого вида испытаний является включение в программу полетов двух следующих пунктов:

    1. управление самолетом при выходе из строя одного или нескольких двигателей;
    2. определение максимальной высоты полета при различных комбинациях двигателей.

    Подготовка отчета об испытаниях

    Когда самолет полностью прошел всю программу испытаний, подготавливают отчет об испытаниях. Он состоит из нескольких разделов:

    Самые знаменитые истребители семейства "МИГ"

    Самые знаменитые истребители семейства «МИГ»

    • Летные и весовые характеристики самолета и оборудования;
    • Перечень всех изменений и доводок внесенных в процессе испытаний;
    • Анализ соответствия летных характеристик проектным данным, предъявляемым к данному типу самолета;
    • Сравнение самолета с заграничными аналогами;
    • Выводы и рекомендации летно-испытательной станции.

    Отчет составляется ведущим инженером летно-испытательной станции и подписывается всеми специалистами, принимавшими участие в испытаниях. После утверждения отчета самолет предъявляется на государственные испытания.
    К самолету прилагается следующая документация:

    • расчет аэродинамики;
    • расчет на устойчивость;
    • расчет прочности;
    • материалы испытаний самолета;
    • схемы оборудования самолета;
    • техническое описание самолета (составленное представителями КБ).

    Государственные испытания

    Такие испытания проводятся, если самолет проектировался и строился по государственному заказу. Целью этих испытаний является:

    • проверка соответствия самолета тактико-техническим требованиям;
    • выявление дефектов в конструкции и оборудовании самолета.

    Программа государственных испытаний состоит из следующих этапов:

    • ознакомительные полеты;
    • тарировка приборов;
    • полеты для определения оптимального режима полета;
    • полеты для определения устойчивости при различных нагрузках на двигатель;
    • определение скорости подъема, потолка и расхода топлива;
    • определение маневренности;
    • ночные полеты и полеты в слепую;
    • поведение самолета пр и взлете и посадке;

    Т-50. Самолет-невидимка