Различают два типа испытаний самолетов:
Первый тип.
Заводские испытания — в них входят:

  • испытания опытных самолетов;
  • испытания головных самолетов серийных ;
  • испытания самолетов серийных;
  • сдаточные испытания.

Второй тип.
Государственные испытания — в них входят:

  • испытания опытных самолетов;
  • испытания серийных самолетов (для военных аппаратов проводятся испытания войсковые).
Аэродинамика самолета Сааб ЯС 39

Аэродинамика самолета Сааб ЯС 39

Наука 2.0. Самолеты. Безопасность в полете. Подготовка к вылету

Заводские испытания опытных самолетов

Целью этих испытаний является определение тактических и летных свойств самолета, а также соответствие этих свойств расчетным, согласно данных конструкторского бюро (КБ). программа испытаний позволяет определить летные и эксплуатационные характеристики как всего самолета, так и проверить работу его основных агрегатов.
Испытание проводят работники заводской летно-испытательной станции. Бригада состоит из ведущего летчика, ведущего инженера, специалистов спецслужб и бортового техника. Бригада отслеживает весь процесс постройки опытного самолета от начала до конца. До начала испытаний КБ завода передает на испытательную станцию следующие документы:

  • Расчет аэродинамики самолета;
  • Расчет самолета на устойчивость;
  • Расчет прочности самолета.
Сборка самолёта Боеинг 737НГ

Сборка самолёта Боеинг 737НГ

Т 50 Самолет невидимка. Военная приемка

Подготовительные работы перед первым вылетом

Как только самолет доставлен на летно-испытательную станцию приступают к подготовке к первому вылету. Процесс подготовки состоит из следующих этапов:

  • сборка и нивелировка самолета в соответствии с чертежами КБ;
  • контрольные обмеры самолета на соответствие чертежам КБ;
  • взвешивание и определение центра тяжести самолета;
  • определение наиболее благоприятной центровки для первого вылета;
  • проверка работы агрегатов самолета;
  • регулировка тормозной группы самолета;
  • проверка работы органов управления;
  • опытные заезды без взлета — с целью проверки руля и тормозов на скорости до 30 км/час;
  • проверка работы хвостовых рулей на скорости до 50 км/час;
  • проверка работы шасси;
  • если позволяет площадь испытательного аэродрома, то проводятся контрольные взлеты на высоте 1-2м.

После всех подготовительных работ опытный самолет готов к первому вылету.

Первый полёт первого самолёта (братья Райт)

Первый полёт первого самолёта (братья Райт)

Первый вылет

Первый вылет самолета назначается только после устранения всех дефектов, выявленных на земных испытаниях. Он проводится ведущим летчиком. Результатом первого вылета является определение следующих дефектов и свойств летательного аппарата:

  • плавность взлета самолета;
  • наличие вибраций корпуса и агрегатов;
  • наличие деформаций, изгибов и скручивания в элементах фюзеляжа, крыльев и хвостовых элементах;
  • работу агрегатов и оборудования в различных режимах;
  • работу органов управления на различных скоростях;
  • основные показатели агрегатов ( температура двигателя, уровень масла, температура воды, обороты двигателя)
  • плавность работы мотора;
  • расход топлива при разных режимах полета;
  • положение стабилизаторов при посадке;
  • длина пробега при посадке;
  • работу тормозной системы.

После первого вылета с целью доводки самолета проводятся еще 10-15 вылетов. Обычно, чтобы иметь уверенность в безопасности дальнейшей эксплуатации самолет испытывают на скоростях превышающих расчетно допустимые.

Испытание головного серийного самолета Т-50

Испытание головного серийного самолета Т-50

Испытания головных серийных самолетов

Головные серийные самолеты — это первые два самолета новой серии. Программа испытаний этих самолетов состоит из следующих этапов:

  • определение потолка самолета и времени подъема на разные высоты;
  • определение посадочной скорости и максимальных скоростей на разных высотах;
  • определение управляемости самолета на различных высотах;
  • определение режимов работы двигателя при различных нагрузках;
  • определение расхода топлива и дальность полета на оптимальной скорости;
  • проверка работы приборов и агрегатов самолета;
  • определение времени и длины разгона самолета.

Оборудование и аппаратура для испытаний головных серийных самолетов не отличается от той, которая используется при испытании опытных самолетов.

Испытания серийных самолетов

Такие испытания самолетов проводятся специальными комиссиями, в состав которых входят представители служб заказчика. Количество самолетов допущенных к полетным испытаниям указывается в договоре. Обычно не более десяти серийных самолетов

Испытания многомоторных самолетов

Отличием этого вида испытаний является включение в программу полетов двух следующих пунктов:

  1. управление самолетом при выходе из строя одного или нескольких двигателей;
  2. определение максимальной высоты полета при различных комбинациях двигателей.
Самые знаменитые истребители семейства "МИГ"

Самые знаменитые истребители семейства «МИГ»

Подготовка отчета об испытаниях

Когда самолет полностью прошел всю программу испытаний, подготавливают отчет об испытаниях. Он состоит из нескольких разделов:

  • Летные и весовые характеристики самолета и оборудования;
  • Перечень всех изменений и доводок внесенных в процессе испытаний;
  • Анализ соответствия летных характеристик проектным данным, предъявляемым к данному типу самолета;
  • Сравнение самолета с заграничными аналогами;
  • Выводы и рекомендации летно-испытательной станции.

Отчет составляется ведущим инженером летно-испытательной станции и подписывается всеми специалистами, принимавшими участие в испытаниях. После утверждения отчета самолет предъявляется на государственные испытания.
К самолету прилагается следующая документация:

  • расчет аэродинамики;
  • расчет на устойчивость;
  • расчет прочности;
  • материалы испытаний самолета;
  • схемы оборудования самолета;
  • техническое описание самолета (составленное представителями КБ).

Государственные испытания

Такие испытания проводятся, если самолет проектировался и строился по государственному заказу. Целью этих испытаний является:

  • проверка соответствия самолета тактико-техническим требованиям;
  • выявление дефектов в конструкции и оборудовании самолета.

Программа государственных испытаний состоит из следующих этапов:

  • ознакомительные полеты;
  • тарировка приборов;
  • полеты для определения оптимального режима полета;
  • полеты для определения устойчивости при различных нагрузках на двигатель;
  • определение скорости подъема, потолка и расхода топлива;
  • определение маневренности;
  • ночные полеты и полеты в слепую;
  • поведение самолета пр и взлете и посадке;