13min.ru > Психология > Влияние окружающей среды на сознание детей

Влияние окружающей среды на сознание детей

Влияние на детей

Влияние на детей

Важными составляющими в формировании гармоничного развития детского организма являются определённые функций, которые способны не только физически развивать ребёнка, но и формировать его социальную среду и сознание. Именно окружающая среда, в основном, способна обусловливать воспитание и развитие детей, проявляя активные, систематические, целенаправленные действия, постоянно направленные на его непрерывное и динамичное развитие (психическое и физическое).

Как найти наставника? Торсунов

Организм современного ребенка постоянно подвержен разнообразным воздействиям (положительным или отрицательным) окружающей его среды. Это не только воздух, температура, освещение и состав воды, но и потребляемая им пища, окружающие его определённые виды растений и животных. Все эти перечисленные выше природные условия, существенно изменяемые человеком, очень влияют на физическое и умственное развитие каждого ребёнка.

Трудные условия у ребёнка

Трудные условия у ребёнка

Напрямую воздействуя на физиологические функции, окружающая каждого ребёнка внешняя среда, способна непосредственно воздействовать на его обмен веществ, дыхание и даже уровень кровообращение, включая и постоянные процессы, происходящие в пищеварении. Ведь именно из-за количественных и качественных изменений в обмене веществ, вызванных различными природными условиями жизни ребёнка, происходят изменения даже в физическом развитии организма, нарушая его строение и рост, а порой и умственное развитие.

Роль организма в жизни каждого ребёнка

Необходимо учитывать, что уже с рождения малыша, его мозг призван отвечать за все, что происходит с его организмом и, в частности – за гармоничное развитие его духовности и уровня сознания. Современная наука утверждает, что мозг человека работает всего на семь процентов, а что же происходит с остальным и какова роль мозга вообще?

Природой так создано, что мозг дан человеку для того, чтобы он на протяжении всей своей жизни смог развивать свои интеллектуальные способности. Это позволяет постоянно развиваться и расширять врожденные способности на так называемом информационном (полевом) уровне, а не только физическом. В.Вернадский еще в начале двадцатого столетия говорил о том, что современный человек представляет собой совершенную квантовую систему, в которой присутствует постоянно развивающееся физическое тело и полевой вид структуры. А благодаря неразрывному единству этих двух составляющих человеческого организма, каждый индивидуум существует и развивается в виде сложной биоэнергоинформационной системы, в которой взаимодействуют биополевые структуры в виде - подсознания, сознания и сверхсознания.

Какова же роль каждой из биополевых структур в жизни развивающегося организма ребёнка, от чего они могут зависеть, и какое негативное влияния на них могут иметь современные информационные технологии, включая вездесущий интернет. Это вопрос скорее риторический, ведь на сегодняшний день данная тема практически не изучена полностью – можно только допускать определенные выводы по поводу всего происходящего.

Родившись, ребёнок, параллельно с постоянным совершенствованием всех двигательных функций, стремится развивать и свою определенную физиологией эмоциональную сферу. Возникающие у него элементарные чувства проявляются в виде эмоции и видны буквально уже с первого дня жизни. Вначале проявляются лишь отрицательные эмоции, которые возникают в ответ на все неблагоприятные воздействия окружающей его среды на его тело, в виде - понижения температуры, переполнения кишечника, спазмов в пустом желудке, строгого тона матери или резкого звука, а так же неизвестных для него предметов . На раннем этапе развития, психика каждого ребёнка обусловлена, преимущественно, созреванием и дифференциацией определенных двигательных функций организма. Все реакции родившегося малыша в первые дни его жизни и даже недели, преимущественно, выступают как двигательные (физические) реакции, проявляясь в виде - крика, двигательного беспокойства и плача. Всё это возникает как ответ на каждый раздражитель, который является в виде — холода, недостатка пищи, резкого изменения положения его тельца.

Уже с третьего месяца новорожденный ребёнок свою деятельность преимущественно внешне проявляет в виде игровой формы, где при игре своими ручками и ножками у него возникают первые эмоции, которые он демонстрирует как явное удовлетворение от выполняемых элементарных и постоянных движений. Благодаря этим игровым действиям у ребенка создаются предпосылки в постепенном формировании представлений о его теле. Со временем совершенствуя свои двигательные навыки, ребёнок создаёт условия для того чтобы можно было воспользоваться более усложнённой игровой деятельностью, где малыш использует доступные ему в обращении различные предметы (игрушки).

Роль восприятия окружающего мира на развитие психики малыша

Непрерывное развитие психики у малыша является достаточно сложным процессом в созревании и усложнении всех психических функций и личности в целом, которые происходят под прямым влиянием определённых факторов. Это не только наследственно-биологические и социальные факторы (воспитание,обучение,влияние окружающей среды). В жизни каждого ребёнка развитие его психики находится в непрерывном процессе развития. Обычно развитие не всегда может протекать более равномерно - это происходит скачкообразно, где периоды медленного развития с постепенным созреванием, сменяются на периоды с бурным развитием.

Для каждого возрастного периода характерны анатомо-физнологические и психологические особенности ребёнка, при которых проявляются новые социальные потребности и определенные, характерные для данного этапа, взаимоотношения ребёнка с окружающей его средой.

Хрупкий и восприимчивый

Хрупкий и восприимчивый

Постоянное развитие всего организма ребёнка постепенно усложняет и углубляет его познания, при этом развивая и его умственные способности, формируя определённые отношение малыша к окружающему его миру – здесь и происходит уже непосредственное становление его личности как уже сформировавшегося человека.

Влияние на ребёнка Цели воспитания

Созревание определённых психических функций происходит достаточно последовательно и определяется соответствующими этапами, где:

  • первым этапом является развитие в основных двигательных функциях (начиная с момента рождения и до одного года);
  • вторым этапом развития являются более сложные двигательные функций, где происходит и созревание чувственной сферы (в период с одного года до трех лет);
  • третьим этапом созревания выступает эмоциональная сфера (в период 3 - 12 лет);
  • четвёртым этапом созревания выступает мыслительная деятельность (после двенадцати лет).

Эти этапы не означают, что формирование каждой психической функции должно начинаться и завершаться строго в указанные периоды по определённому возрастному времени. Начало формирования для нового психического качества (новой функции) всегда закладывается в предшествующем этапе развития, еще до начала нового этапа, на котором психическая функция только созревает. Приведенная последовательность определённых стадий в психическом созревании является лишь условной – её можно брать только за основу.

Роль социальной экологии в формировании сознания ребенка

Социум в голове дитя

Социум в голове дитя

Современные специалисты, которые непосредственно занимаются экологическими проблемами, влияющими на здоровье детей, в условиях «организованного» детства (в виде детских садов и школ), вместе с работниками образования и медицины, смогли разработать простые и весьма надежные, а так же информативные и достаточно доступные методики. Они позволяют определять функциональное здоровье для каждого ребёнка. Это поможет получить необходимый аттестат здоровья для ребёнка, который называется еще экологическим паспортом здоровья.

Внедряя постоянный мониторинг здоровья детей в систему образования – такой подход к детям поможет сформировать надёжную базу для внедрения профилактической медицины, которая станет основой для системы образования по всей стране. Для развивающегося организма ребёнка, который постоянно активно формируется и совершенствуется, влияние окружающей среды не только на его здоровье, но и на сознание, является определяющим фактором в его развитии сознания, по сравнению с уже полностью сформированным организмом у любого взрослого человека.

Ведь кроме окружающей среды, на формирование личности ребёнка существенное влияние оказывает социальная экология, выступающая в виде семьи малыша, жизненных условий, привычек родителей и даже социальной гигиены.

Отрицательно влияет на ребёнка не только низкое качество самого питания, но и постоянные стрессы. Ведь всё, что происходит в его окружении (обществе), способно напрямую влиять на здоровье развивающегося ребёнка, и не только на физической. Можно даже сказать, что состояние ребёнка представляет объективное, естественное и биологическое определение, выступающее в виде индикатора не только экологического благополучия в обществе.

Системное развитие ребёнка и формирование его сознания

На сегодняшний день показатели здоровья современных детей держатся на цифре в пределах 60 %, а то и выше, в то время как относительно здоровых детей дошкольного и школьного возраста в стране в два раза меньше от средних показателей.

В наше время очень важна тема экологической безопасности для здоровья каждого ребёнка. Ведь, изменяя определённые условия жизни, всегда можно напрямую воздействовать и на умственное, и физическое развитие современных детей. Применяя трудовое воспитание и физические упражнения, а так же рационально организуя обучение, питание и быт для каждого ребёнка, можно целенаправленно изменить умственное и физическое развитие каждого молодого человека.

Дети должны получать образование

Дети должны получать образование

Систематический физический труд, и проведение тренировок в виде физических упражнений и занятий спортом, смогут неуклонно совершенствовать функции в органах чувств и всей нервной системы, повышая физическую и умственную активность, и изменяя общее строение всего организма (скелет, скелетные мышцы, внутренние органы) и его реактивность.

Реактивность проявляется способность организма существенно изменять все физиологические функции под воздействием внешней среды. Это проявляется как защитные реакции, которые призваны противодействовать вредному влиянию окружающей среды, при существенных изменениях всей жизнедеятельности организма. Ведущую роль реактивности отводят социальным условиям, которые и определяют эти функции развивающегося детского организма.

Реактивность у каждого ребёнка с возрастом постепенно совершенствуется и это обуславливается развитием его нервной системы. Но, необходимо учитывать и свойства наследственности и наследственной предрасположенности, где может проявиться, как физическое, так и умственное воспитание детей, основанное на благоприятных или неблагоприятных условиях жизни. Стоит учитывать и воздействие неблагоприятных условий окружающей ребенка среды, которые способны влиять не только на физическое и умственное развитие малыша, и его здоровье, но и на учение, а так же поведение и непосредственно на сознание.

Именно благодаря социальным и экономическим условиям в воспитании ребёнка (в быте, жилище, питании, труде, физических упражнениях, предупреждении всевозможных болезней) формируется его сознание. При этом необходимо учитывать и местные условия (пищу, климатические и географические факторы и профессионально-производственные навыки), которые оказывают непосредственное влияние не только на физическое развития ребёнка, но и на его восприятие окружающего мира, а так же на формирование сознания. Учитываются так же условия жизни ребёнка, ресурсы и степень адаптации организма, а так же индивидуальные различия, что оказывают влияние на природное формирование сознания ребенка.

Счастливые дети

Счастливые дети