Загадочная, никем ещё точно не определённая и до конца не познанная вещь – гениальность. В истории человечества существовало много теорий о ней, освещающих это явление с разных сторон.

    Что такое гениальность?

    Есть много дефиниций гениальности или, точнее, попыток дать ей определение.

    Слово «гениальность» происходит от латинского genius, что означает «дух». Общее определение гласит, что она связана с наиболее высоким уровнем развития у человека каких-то способностей. Этим она отличается от таланта, который до неё «не достаёт».

    Как мозг усваивает, запоминает и хранит информацию

    Как мозг усваивает, запоминает и хранит информацию

    Её определяют также как самую высокую демонстрацию личностного потенциала, выражающуюся в создании уникальных творений. Часто творения гения понимаются и признаются «шедеврами» не сразу.

    Произведения гения больше него самого. Гений открывает новые смыслы в том, что он делает, и эти смыслы находят духовное созвучие с потомками. Мерилом гениальности является степень влияния на эволюцию культуры, то, насколько культура, человечество и весь мир, благодаря вкладу гения, приблизились к идеалу.

    Личность-гений обычно очень продуктивна, преодолевает конвенциальные (общепринятые) установки и стереотипы мышления.

    Нужно сказать, что гениальный человек бывает таковым не всё время, а лишь в моменты наивысшего подъёма вдохновения, в «обычном» состоянии он мало чем отличается от других людей.

    Кто выживает,а кто по настоящему живёт ? Ковалёв С. В.

    Мнения великих о гениальности самые разнообразные:

    • Платон полагал, что гениальность порождается божественным наитием, то есть интуицией.
    • К. Юнг трактовал её как неврозоподобное состояние.
    • Ч. Ломброзо и Э. Блейлер считали гениальность отклонением от психической нормы, усматривали в ней некую душевную ненормальность.
    • И. Ньютон называл её «терпением мысли», сосредоточенной в каком-то направлении.
    • Д. Дидро характеризовал это качество как душевную активность, силу воображения и широту ума.
    • М. Арнольд утверждал, что гениальность зависит в основном от энергии.

    Философские и психологические направления также по-разному трактовали это явление:

    1. Бихевиоризм рассматривает гения с точки зрения поведенческой: он действует и создаёт шедевры так, как будто ему изнутри подсказывает эти действия какой-то невидимый, внутренний высший дух. При этом гений сам как бы и является этим существом высшего рода;
    2. Психоанализ считает причиной гениальности генетически обусловленную способность к сублимации (преобразованию) внутренних сексуальных побуждений;
    3. Когнитивной психологией она определяется как наличие твёрдой цели и одновременно множества путей для её достижения;
    4. Для гештальт-психологии это – способность в частном видеть общее;
    5. Модная «квантовая психология» провозглашает, что гениальность это достижение состояния интуитивного озарения – седьмого нейрологического контура – с последующим возвращением к третьему и построением новой модели реальности.

    Каждая их этих точек зрения по-своему верна, хотя освещает проблему лишь с одной стороны. Но, как видим, в большинстве их прослеживается мысль о влиянии волевого начала в обретении такого качества. Это порождает и укрепляет убеждение, что гениальность можно в себе развить. Нынешние исследования учёных вносят всё новые штрихи в исследование этого феномена, расширяя представления о нём. Появляются всё более обоснованные утверждения о возможности развития гениальности и даже конкретные рекомендации, как это сделать.

    Как стать гениальным?

    Активация одного участка мозга

    Выяснилось, что гениальность связана с активизацией определённой части мозга, при этом другая должна быть в неактивном состоянии. Именно благодаря усиленной «узконаправленной» работе ума гении и становятся таковыми. Это подтверждается примерами некоторых людей, страдающих слабоумием и аутизмом. Иногда они обладают выдающимися способностями в каком-то деле, в реальной жизни будучи неспособными за собой поухаживать. Причина этого, по мнению исследователей, как раз в целенаправленной работе лишь одного участка мозга. Хотя таким людям для полной реализации их одарённости порой не хватает энергии.

    Сверх-усилия плюс пассионарность

    Одним же из обязательных условий гениальности  человека без выраженных психических аномалий является проявление сверх-усилий на протяжении длительного времени в достижении цели. При этом гений сконцентрирован на своей узкой задаче и не распыляется на их множество. То есть тут происходит тоже своеобразное «отключение» ненужных направлений мышления и действия. Поэтому обычным людям такой человек кажется непонятным и ненормальным. Сочетание способности к сверх-усилиям с чёткой узкой целью определяет одно из важных отличительных качеств гения – «пассионарность» («пассио» по латински – страсть). То есть гений сконцентрирован на цели плюс к этому обладает сильной страстью стремления к ней, дающей ему энергию для сверх-усилий. Сверх-усилия порожают сверх-деятельность – обязательный признак гениальности.

    Есть точка зрения, что пассионарность появляется у того человека, который вбирает в себя больше энергии биосферы, чем требуется для простого и спокойного существования, для обычной жизни в обществе. Эта энергия как раз и расходуется для достижения соответственно больших, чем обычно, – гениальных целей. Пассионариям – людям с повышенной энергией нужно её куда-то девать, отсюда и появляется страсть.

    Вот одна из конкретных прагматических разработок, дающая практические рекомендации, как развить в себе гениальность.

    Способ развития гениальности

    В обычной жизни сознание всех людей подвержено влиянию подсознания, определяющего характер их поведения и поступки. Гений – тоже человек, и у него всё устроено аналогично. Но он обладает ещё одной способностью, отличающей его от обычных людей, – управлять собственным подсознанием с помощью сознания. А значит – и управлять всей жизнью. И осуществляют это гении с помощью смены представлений о себе.

    Идея теории воспитания в себе гения как раз базируется на этой особенности: человек, желающий вырастить в себе гения, должен научиться управлять подсознанием с помощью сознания. Используя тот же способ – изменения представлений о себе. Он – своего рода «сужение» восприятия самого себя, включение локального, фиксированного участка сознания, отсечение ненужных, мешающих представлений.

    Сергей Савельев. Финам ФМ. Загадки гениальности

    Известно: подсознание управляется образами. Что это значит? Обычно образы людей формируются жизнью, они навязываются окружающей действительностью. На это влияет множество факторов: воспитание, поведение родителей, социум. И эти образы-«ниточки» превратили людей в управляемых марионеток, а «кукловод» этом процессе – внешний мир. В силу этого человек не может сконцентрироваться, услышать свой собственный внутренний голос, обрести полноту собственного «я». Он разрывается желаниями… внешнего мира, который им управляет.

    Задача человека, который хочет воспитать в себе гения – заменить образы внешнего управления на собственные. Эта будет та новая роль, которая должна со временем стать его реальной новой сущностью и жизнью.

    Это получается не всегда сразу, в этой роли будут порой неудачные моменты. Важно человеку не прекращать работать над ролью, над новым образом, представлять, что он и есть та личность, которую изображает. Этот образ – своего рода пульт управления подсознанием, дающий чёткую модель поведения в разных ситуациях.

    В один прекрасный момент появится ощущение слияния с создаваемым образом и чувство цельности. Приходит сосредоточенность лишь на том, к чему человек стремится. Это и есть существенная подвижка на пути достижения гениальности.

    Нужный образ наполняет энергией действия. Задача человека – удержать её и не растратить попусту.

    Картина будущего вложена сознанием в подсознание. Сила созданного образа ещё в том, что человек начинает чётко видеть цель, не отвлекаясь на побочные стимулы жизни, создающие в его духе хаос. А концентрация на одной цели – это и есть путь к гениальности.

    Мозговой штурм

    Мозговой штурм

     

    Когда человек, воспитывающий в себе гения, совершает какие-то не рациональные, но необходимые жизненные процедуры – куда-то идёт, едет, купается и т.п., – ему нельзя отвлекаться на рассеивающие его внутренний образ факторы. Он должен оставаться актёром, искренне перевоплощающимся в нужную роль. Конечной наградой за это будет нечто большее, чем зарплата актёру за сыгранную роль – он обретёт собственную гениальность и удачу в том, что задумал.

    Черниговская Т. В. - Что такое: Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект Будущее человечества