Как мозг усваивает, запоминает и хранит информацию

Как мозг усваивает, запоминает и хранит информацию

Загадочная, никем ещё точно не определённая и до конца не познанная вещь – гениальность. В истории человечества существовало много теорий о ней, освещающих это явление с разных сторон.

    Кто выживает,а кто по настоящему живёт ? Ковалёв С. В.

    Что такое гениальность?

    Есть много дефиниций гениальности или, точнее, попыток дать ей определение.

    Слово «гениальность» происходит от латинского genius, что означает «дух». Общее определение гласит, что она связана с наиболее высоким уровнем развития у человека каких-то способностей. Этим она отличается от таланта, который до неё «не достаёт».

    Её определяют также как самую высокую демонстрацию личностного потенциала, выражающуюся в создании уникальных творений. Часто творения гения понимаются и признаются «шедеврами» не сразу.

    Произведения гения больше него самого. Гений открывает новые смыслы в том, что он делает, и эти смыслы находят духовное созвучие с потомками. Мерилом гениальности является степень влияния на эволюцию культуры, то, насколько культура, человечество и весь мир, благодаря вкладу гения, приблизились к идеалу.

    Личность-гений обычно очень продуктивна, преодолевает конвенциальные (общепринятые) установки и стереотипы мышления.

    Нужно сказать, что гениальный человек бывает таковым не всё время, а лишь в моменты наивысшего подъёма вдохновения, в «обычном» состоянии он мало чем отличается от других людей.

    Сергей Савельев. Финам ФМ. Загадки гениальности

    Мнения великих о гениальности самые разнообразные:

    • Платон полагал, что гениальность порождается божественным наитием, то есть интуицией.
    • К. Юнг трактовал её как неврозоподобное состояние.
    • Ч. Ломброзо и Э. Блейлер считали гениальность отклонением от психической нормы, усматривали в ней некую душевную ненормальность.
    • И. Ньютон называл её «терпением мысли», сосредоточенной в каком-то направлении.
    • Д. Дидро характеризовал это качество как душевную активность, силу воображения и широту ума.
    • М. Арнольд утверждал, что гениальность зависит в основном от энергии.

    Философские и психологические направления также по-разному трактовали это явление:

    1. Бихевиоризм рассматривает гения с точки зрения поведенческой: он действует и создаёт шедевры так, как будто ему изнутри подсказывает эти действия какой-то невидимый, внутренний высший дух. При этом гений сам как бы и является этим существом высшего рода;
    2. Психоанализ считает причиной гениальности генетически обусловленную способность к сублимации (преобразованию) внутренних сексуальных побуждений;
    3. Когнитивной психологией она определяется как наличие твёрдой цели и одновременно множества путей для её достижения;
    4. Для гештальт-психологии это – способность в частном видеть общее;
    5. Модная «квантовая психология» провозглашает, что гениальность это достижение состояния интуитивного озарения – седьмого нейрологического контура – с последующим возвращением к третьему и построением новой модели реальности.

    Каждая их этих точек зрения по-своему верна, хотя освещает проблему лишь с одной стороны. Но, как видим, в большинстве их прослеживается мысль о влиянии волевого начала в обретении такого качества. Это порождает и укрепляет убеждение, что гениальность можно в себе развить. Нынешние исследования учёных вносят всё новые штрихи в исследование этого феномена, расширяя представления о нём. Появляются всё более обоснованные утверждения о возможности развития гениальности и даже конкретные рекомендации, как это сделать.

    Черниговская Т. В. - Что такое: Ум, Мудрость, Гениальность, Интеллект Будущее человечества

    Как стать гениальным?

    Активация одного участка мозга

    Выяснилось, что гениальность связана с активизацией определённой части мозга, при этом другая должна быть в неактивном состоянии. Именно благодаря усиленной «узконаправленной» работе ума гении и становятся таковыми. Это подтверждается примерами некоторых людей, страдающих слабоумием и аутизмом. Иногда они обладают выдающимися способностями в каком-то деле, в реальной жизни будучи неспособными за собой поухаживать. Причина этого, по мнению исследователей, как раз в целенаправленной работе лишь одного участка мозга. Хотя таким людям для полной реализации их одарённости порой не хватает энергии.

    Сверх-усилия плюс пассионарность

    Одним же из обязательных условий гениальности  человека без выраженных психических аномалий является проявление сверх-усилий на протяжении длительного времени в достижении цели. При этом гений сконцентрирован на своей узкой задаче и не распыляется на их множество. То есть тут происходит тоже своеобразное «отключение» ненужных направлений мышления и действия. Поэтому обычным людям такой человек кажется непонятным и ненормальным. Сочетание способности к сверх-усилиям с чёткой узкой целью определяет одно из важных отличительных качеств гения – «пассионарность» («пассио» по латински – страсть). То есть гений сконцентрирован на цели плюс к этому обладает сильной страстью стремления к ней, дающей ему энергию для сверх-усилий. Сверх-усилия порожают сверх-деятельность – обязательный признак гениальности.

    Есть точка зрения, что пассионарность появляется у того человека, который вбирает в себя больше энергии биосферы, чем требуется для простого и спокойного существования, для обычной жизни в обществе. Эта энергия как раз и расходуется для достижения соответственно больших, чем обычно, – гениальных целей. Пассионариям – людям с повышенной энергией нужно её куда-то девать, отсюда и появляется страсть.

    Вот одна из конкретных прагматических разработок, дающая практические рекомендации, как развить в себе гениальность.

    Способ развития гениальности

    В обычной жизни сознание всех людей подвержено влиянию подсознания, определяющего характер их поведения и поступки. Гений – тоже человек, и у него всё устроено аналогично. Но он обладает ещё одной способностью, отличающей его от обычных людей, – управлять собственным подсознанием с помощью сознания. А значит – и управлять всей жизнью. И осуществляют это гении с помощью смены представлений о себе.

    Идея теории воспитания в себе гения как раз базируется на этой особенности: человек, желающий вырастить в себе гения, должен научиться управлять подсознанием с помощью сознания. Используя тот же способ – изменения представлений о себе. Он – своего рода «сужение» восприятия самого себя, включение локального, фиксированного участка сознания, отсечение ненужных, мешающих представлений.

    Известно: подсознание управляется образами. Что это значит? Обычно образы людей формируются жизнью, они навязываются окружающей действительностью. На это влияет множество факторов: воспитание, поведение родителей, социум. И эти образы-«ниточки» превратили людей в управляемых марионеток, а «кукловод» этом процессе – внешний мир. В силу этого человек не может сконцентрироваться, услышать свой собственный внутренний голос, обрести полноту собственного «я». Он разрывается желаниями… внешнего мира, который им управляет.

    Задача человека, который хочет воспитать в себе гения – заменить образы внешнего управления на собственные. Эта будет та новая роль, которая должна со временем стать его реальной новой сущностью и жизнью.

    Это получается не всегда сразу, в этой роли будут порой неудачные моменты. Важно человеку не прекращать работать над ролью, над новым образом, представлять, что он и есть та личность, которую изображает. Этот образ – своего рода пульт управления подсознанием, дающий чёткую модель поведения в разных ситуациях.

    В один прекрасный момент появится ощущение слияния с создаваемым образом и чувство цельности. Приходит сосредоточенность лишь на том, к чему человек стремится. Это и есть существенная подвижка на пути достижения гениальности.

    Нужный образ наполняет энергией действия. Задача человека – удержать её и не растратить попусту.

    Картина будущего вложена сознанием в подсознание. Сила созданного образа ещё в том, что человек начинает чётко видеть цель, не отвлекаясь на побочные стимулы жизни, создающие в его духе хаос. А концентрация на одной цели – это и есть путь к гениальности.

    Мозговой штурм

    Мозговой штурм

    Когда человек, воспитывающий в себе гения, совершает какие-то не рациональные, но необходимые жизненные процедуры – куда-то идёт, едет, купается и т.п., – ему нельзя отвлекаться на рассеивающие его внутренний образ факторы. Он должен оставаться актёром, искренне перевоплощающимся в нужную роль. Конечной наградой за это будет нечто большее, чем зарплата актёру за сыгранную роль – он обретёт собственную гениальность и удачу в том, что задумал.