Человечество всегда мечтало об совершенствовании своих возможностей. Так, при покорении океанских глубин и космоса были придуманы скафандры, позволявшие человеку находиться в чужеродной среде, в которой нет воздуха, совершенно другое давление и температуры. Но скафандр на земной поверхности — это тяжелая вещь, не имеющая смысла в повседневном применении, а вот более выгодные приспособления для того, чтобы увеличить силу человека, оказались нужны. Самое интересное, к чему пришла человеческая мысль — это экзоскелет, внешний каркас, повторяющий механические движения человека.

    Первые шаги к созданию экзоскелета и первые проблемы

    Неудивительно, что первая разработка экзоскелета была реализована компанией General Electric совместно с американскими военными. Тогда, в конце 1950-х была поставлена довольно смелая задача — человек в экзоскелете должен был выполнить поднятие грузов весом почти в 700 кг. Проект назвали Hardiman, и военные строили на него большие планы. Можно представить, как такой экзоскелет мог бы перевернуть всю историю войн, если знать, что его планировали отдать создателям оружия в военно-воздушные силы, атомщикам и представителям не других, не менее важных отраслей. Создание военной техники могло бы ускориться в десятки раз, солдаты в экзоскелетах смогли бы за считанные часы переносить тяжелое вооружение и строить надежные временные укрепления. А если представить, что проект бы удался к началу войны во Вьетнаме — мир бы точно был совершенно другим.

    Hardiman

    Hardiman

    Но инженеры старались около десяти лет, а за это время была создана только рука экзоскелета, работающая при помощи гидравлического привода. Этой рукой можно было поднять около 350 килограмм груза. Нижнюю часть экзоскелета так и не довели до конца — ноги правильно не работали. У прототипа, в итоге, было две ноги, одна рука, и при этом вес конструкции составлял 750 кг, в то время как грузы, которые можно было поднимать, были гораздо меньше этого веса. При работе конструкции появлялись вибрации, и несколько раз во время испытаний она от этого опрокидывалась. Проект закрыли, так как инженеры не смогли его отцентрировать и избавиться от вибраций.

    В 1970-е в Массачусетском технологическом университете пытались создать подобные аппараты, но успеха в этом деле никто не добился. Там разработки шли уже без участия военных, и предназначались они для того, чтобы реабилитировать инвалидов с проблемами в опорно-двигательном аппарате. И опять инженеры не смогли соединить разные части экзоскелета таким образом, чтобы все работало. В этих исследованиях были выделены основные задачи, которые необходимо было решить, чтобы получить рабочий прототип — синхронизацию экзоскелета с действиями человека и отсутствие опоздания в реакции на действия. Не всегда машина способна сделать свое действие моментально после движения человека рукой или ногой, и в результате задержек теряется удобство использования и человек начинает нервно реагировать, может потерять равновесие и упасть. В итоге, развитие разработок для экзоскелета шло очень медленно и затянулось на десятилетия.

    Будущее уже можно увидеть. Экзоскелеты в наши дни

    Активно экзоскелетами занялись в начале нового тысячелетия. И это были снова военные из американского агенства DARPA. Созданный в США проект «Land Warrior» планировал создать солдат нового типа, и в него вошла разработка экзоскелетов. В 2007 году проект «Land Warrior» закрыли, но создание экзоскелета продолжилось. Эти разработки имеют своей целью создать небронированный и невооруженный полный экзоскелет, который будет усиливать руки и ноги человека. Чиновники из военных ведомств осознали, что в короткие сроки чуда не получится, и им нужен просто работающий прототип, в котором не будет много дополнительных функций. В их планах имеется создание условий для того, чтобы солдат мог переносить на большие расстояния около сотни килограмм, и при этом передвигался быстрее.

    Современная американская модель экзоскелета

    Со временем разработками экзоскелета заинтересовались и другие компании, у которых есть свои идеи по его созданию. Так, в модели HULC американской компании Lockheed Martin бортовым компьютером реализуется координация человека и механизмов. Компанией заявлено значительное снижение энергозатрат организма, а заряда батареи хватает на час передвижения в 5 км/ч, при этом вес груза, который можно переносить, достигает 90 килограмм. Опять же, делается экзоскелет с расчетом на использование американской армией.

    Lockheed Martin: HULC

    Lockheed Martin: HULC

    Lockheed Martin HULC Exoskeleton

    Экзоскелет XOS от компании Sacros

    Компания Sacros также создала свою модель, которая называется XOS. Задача синхронизации движений в ней тоже решается бортовым компьютером, располагающимся на спине. Модель оснащена датчиками мускульной активности, благодаря чему усталость человеком практически не ощущается. Но у этой модели есть свои минусы — потребление энергии крайне высокое, а действия человека довольно сильно ограничены.
    
    
    Sacros: XOS

    Sacros: XOS

    Raytheon Sarcos - 2nd Generation Exoskeleton Suit (XOS 2)

    Японская модель Cyberdyne HAL — самая реализованная

    Японские компании, известные своими достижениями в робототехнике, тоже решили попробовать свои силы в создании экзоскелета. Наиболее качественная модель получилась у компании Cyberdyne Systems, которая носит название Cyberdyne HAL. Выполнен экзоскелет в виде внешнего каркаса, и направлен он в первую очередь на то, чтобы повысить мускульные усилия тела. Специальными датчиками снимаются показания с биоэлектрических сигналов, исходящих от мышц, и компьютером производится анализ, который дает расчет силы, применяемой сервомоторами. Весит эта модель 23 килограмма, и работает 2 часа 40 минут, если нет перегрузок. При ее создании предполагалось, что она будет применяться для тяжелых физических работ и поможет людям, у которых ослаблены мышцы, совершать полноценные передвижения. Экзоскелет данной модели уже серийно производится и стоит 4200 долларов.

    Cyberdyne Systems: Cyberdyne HAL

    Cyberdyne Systems: Cyberdyne HAL

    Robot suit HAL

    Близкая к идее экзоскелетов российская разработка

    Подобные разработки есть и в России. К 2015 году планируется выпустить новую боевую экипировку «Боец-21», которая поступит в российские Вооруженные Силы — ВДВ, морскую пехоту и сухопутные войска. Ее вес, как предполагается, будет составлять 22 килограмма, в то время как нынешняя экипировка весит 36 килограмм. Она не будет являться полноценным экзоскелетом, но будет включать его элементы, причем в броне планируется использование нанотехнологий.

    Россия: Боец-21

    Россия: Боец-21

     

    А будут ли экзоскелеты широко применяться?

    Как можно понять из обзора самых лучших моделей и прототипов, у всех вариаций экзоскелетов есть одно и то же слабое место — потребление электричества. Скорее всего, их будут совершенствовать до тех пор, пока они не станут пригодными для реального использования и после решения этого вопроса внедрять новый функционал. Тогда только и будет возможно его широкое применение.

    Скелет для первоклассника и грузчика