В настоящее время беспилотный авиационные системы переживают бурный рост во всем мире. На рынок этого сегмента современной техники выходят страны, ранее не осуществлявшие научной разработки и производства данных высокотехнологичных комплексов, а именно: Индия, Пакистан, Иран, Сирия, Польша, Чехия, Норвегия.  Бесспорными лидерами являются США, Израиль, Германия, которые оставили далеко позади себя Россию.  Отличительной чертой отечественного рынка беспилотных систем является слабое финансирование со стороны государства.  Значительные средства на разработку и производства беспилотных комплексов выделяются только Министерством обороны.

EXперименты. Беспилотники

Однако, востребованность современного российского рынка в беспилотных системах проявляется не только в потребности силовых структур, но и в других, сугубо гражданских сферах, а именно: экологический мониторинг; мониторинг трубопроводов и газопроводов;  картографирование; лесоохрана, рыбоохрана. Даже небольшое применение беспилотных систем в этих сферах дает ощутимые результаты. В эпоху Советского Союза разработкой беспилотных систем занимались крупные авиационные производители, такие, как КБ им.Туполева, сейчас  этим занимаются множество фирм, изначально не связанных с авиацией, которые пришли в этот сегмент из других смежных отраслей. Научную разработку и производство беспилотных комплексов проводят концерн «ВЕГА», «Аэрокон»«Транзас», «Иркут»«Рисса» и др.

По классификации Министерства обороны выделяют 4 класса беспилотных комплексов

  1. комплексы ближнего радиуса действия (до 25 км.);
  2. БПЛА малой дальности (до 100 км);
  3. средней дальности (до 500 км.);
  4. большой дальности (более 500 км).

Востребованы как дорогостоящие аппараты с большой длительностью полета (более суток), так и малобюджетные, представляющие собой пневматическое ружье, выстреливающее на высоту 200 метров целевую нагрузку с фото-, видеокамерой и системой передачи данных, опускаемую на землю с помощью парашюта в течение 20-30 секунд.

Беспилотники ближнего радиуса действия

Среди БЛА 1 класса хорошую оценку специалистов Минобороны получили  комплексы «Элерон-3СВ» и «Элерон-10СВ» казанской компании  «Эникс». Эти системы рекомендованы для использования в Сухопутных войсках РФ. Их планеры выполнены по интегральной схеме.

Масса аппарата  «Элеон-3СВ» без целевой нагрузки – 4,3 кг. Его можно транспортировать в заплечном контейнере или автотранспортом. Продолжительность полета — около 2 часов, высота полета – 5 км. Максимальная дальность передачи данных по цифровому видеоканалу – 25 км. Пуск аппарата происходит с помощью резинового жгута или пневматической направляющей, посадка  — на парашюте, отцепляющемся при посадке по радиокоманде.

«Элерн-10СВ» имеет продолжительность полета 2,5 часа при диапазоне скоростей 75-135 км/ч, передает данные на расстояние до 50 км. Садится  аппарат с помощью парашюта в перевернутом на спину положении, что  обеспечивает сохранность информации и хрупкой полезной нагрузки. Аналогичным образом приземляется израильский БЛА BirdEye-400, который закуплен российским Министерством обороны для изучения.

Для нужд МЧС и МВД  для применения в городских условиях Московским авиационным институтом разработан  мини-вертолет  «Ворон» взлетной массой 32 кг. (масса полезной нагрузки до 16 кг). При 2-часовой продолжительности полета со скоростью 100-120 км/час, комплекс позволяет различать  людей, номера машин… «Ворон» может применяться в сложных метеоусловиях, акустически мало заметен.

Сильными конкурентами вертолетам являются беспилотники турбинного типа, которые относятся к аппаратам вертикального взлета и используются для выполнения задач, требующих видеонаблюдения с близкого расстояния, точной посадки в заданную точку. Они могут быть использованы где угодно, в т.ч. в условиях городской застройки и в лесу, т.к. несущий винт в таких аппаратах находится внутри корпуса. Одной из не многих компаний, разрабатывающих подобные перспективные БЛА,  является компания «Рисса». Наиболее известна ее разработка «Тайфун».  Аппарат рассчитан на 50 минут полетного времени, может быть незаменим  для исследования состояния зданий  при неразрушающем контроле, для подъема  аппаратуры на небольшие высоты, контроля движения на магистралях.

Беспилотники средней дальности

Беспилотные комплексы среднего радиуса действия «Рейс-Д»,  находящиеся на вооружении российской армии, разработаны КБ им. Туполева. Сейчас ведется разработка проекта БЛА средней дальности на основе разведывательно-ударного комплекса с аппаратом Ту-300 (стартовая масса — 3 т., скорость до 950 км/ч., дальность полета — 300 км., способен нести вооружение массой до 1 т.).

Компания «Иркут» разработала комплекс «Иркут-200» (длина 4,53м, размах крыла-5,34м, дальность действия – до 200км). Конструктивно представляет собой высокоплан. Использование композитных материалов позволило снизить массу аппарата. БЛА берет нагрузку массой до 30кг. и  до 60 кг. топлива, что позволяет совершать полеты продолжительностью до 12 часов. Взлет и посадка производится на площадку длиной  до 250м. Достоинством   комплекса является  высокая степень автономности, а также низкая стоимость жизненного цикла и эксплуатации.

Более крупный аппарат — БПЛА «Юлия» взлетной массой 550 кг. при полезной нагрузке до 100кг. —  разработан Московским НИИ «Кулон». Беспилотник  рассчитан на полет в течение 12 часов и передачу информации на расстояние до 250 км. Взлёт и посадка осуществляются «по-самолетному».

Оружие России | Док. фильм «Беспилотники России» | Характеристики и История создания.

Беспилотные комплексы дальнего радиуса действия

Вопросу обеспечения высокого качества передаваемой БЛА информации большое значение придают в компании «Транзас», являющейся  разработчиком  морских и авиационных навигационных систем. Эта проблема стала ключевой при создании комплекса «Дозор-3», относящегося к классу тяжелых средневысотных БЛА большой продолжительности полета. Полезной нагрузкой БЛА могут быть: видеокамеры и РЛС переднего и бокового обзора, тепловизор,  автоматическая цифровая фотокамера высокого разрешения, система управления целевой нагрузкой и накопители информации. Для патрулирования морских и сухопутных границ, мониторинга стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций, обеспечения поисково-спасательных операций «Транзас» предлагает «Дозор-2» и «Дозор-4». «Дозор-4», в частности, используется пограничной службой ФСБ для облета магистральных газопроводов и аэрофотосъемки.

Использование  «Транзасом» нанотехнологий  позволяет сделать аппараты более устойчивыми и менее заметными для радиолокаторов.

Проблемы и перспективы развития отрасли

Российские производители зависимы от комплектующих импортного производства (двигатели внутреннего сгорания, электронные элементы оборудования и др.). Отставание также относится к малогабаритным обзорным системам, источникам питания большой емкости, поршневым и электрическим силовым установкам. Не достаточно развито производство дешевых перспективных композитных материалов. Тем не менее, работы в области беспилотной авиации продолжаются. По мнению специалистов, при достаточном финансировании отставание России от ведущих стран-разработчиков и производителей БЛА может быть преодолено за 5-6 лет. Сейчас по заказу Министерства обороны  компания «Сухой» ведёт разработку двух БПЛА самолётного типа — разведывательного и ударного. «Транзас» разрабатывает  БПЛА весом до 1 т.. Над созданием  БПЛА весом в 5 т. работает казанское предприятие ОКБ «Сокол». По  гособоронзаказу разработку 3х беспилотников, но уже вертолетного типа (БЛА малой дальности массой 300 кг, беспилотник взлетной массой 700 кг и тяжелый ударный  беспилотный вертолет) ведет  холдинг «Вертолеты России». Испытания комплексов, созданных этими компаниями, следует ожидать не ранее 2014 года.

СКАТ - новейший Российский беспилотник